Многоотраслевое муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство  "Клетское"

Законодательная брешь в защите трудовых прав (К вопросу о федеральных отраслевых (межотраслевых) соглашениях)

Опубликовано 03.08.2022 в рубрике Юридическая консультация. Автор:

В целях регулирования социально-трудовых и непосредственно связанных с ними отношений стороны социального партнерства имеют право заключать соглашения. Данная публикация касается отраслевых тарифных соглашений, заключаемых на федеральном уровне (ФОТС). А именно того, насколько в законодательстве урегулирован вопрос присоединения или неприсоединения работодателей к заключенному соглашению.

Статья 45 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность заключения генеральных (федеральных), межрегиональных, региональных, территориальных и отраслевых (межотраслевых) соглашений.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения согласно ч. 5 ст. 45 ТК РФ устанавливают общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Таким образом значимость ФОТС как для работника, так и для представителей работников многократно возрастает. Потому как именно отраслевыми соглашениями могут быть предусмотрены для работников повышенные по сравнению с содержащимися в трудовом законодательстве гарантии и компенсации, установлены минимальная тарифная ставка для низкооплачиваемой категории работников и тарифная сетка с межразрядными коэффициентами, на основании которой будет устанавливаться тарифная ставка для остальных категорий работников предприятия, а также рассмотрены вопросы индексации заработной платы (срок, периодичность, размер).

ПРИМЕНЕНИЕ ФОТС

Федеральное отраслевое тарифное соглашение применяется в отношении работников организаций соответствующей отрасли (на всей территории РФ) в случаях, если:

— работодатели являются членами объединения работодателей, заключившего соглашение;

— работодатели вступили в объединение работодателей в период действия соглашения;

— работодатели, не являющиеся членами заключившего соглашение объединения работодателей, уполномочили это объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение;

— работодатели добровольно присоединились к соглашению после его заключения.

Вместе с тем закон предусматривает еще одну возможность распространения ФОТС на работодателей.

ПОРЯДОК “ПРИНУДИТЕЛЬНОГО” РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФОТС

Статья 48 ТК РФ предусматривает дополнительное основание распространения ФОТС на работодателей. В случае если стороны пришли к соглашению и подписали ФОТС:

1. Федеральная служба по труду и занятости в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в Министерство труда и социальной защиты РФ.

2. Минтруд размещает текст соглашения на своем официальном сайте и публикует его в журналах “Охрана и экономика труда” и “Промышленник России” и в газете “Солидарность”.

3. После опубликования соглашения его стороны вправе предложить министру труда и социальной защиты РФ обратиться к работодателям в соответствующей отрасли, не участвовавшим в заключении ФОТС, присоединиться к соглашению. Это предложение должно быть официально опубликовано в “Российской газете” и содержать сведения о регистрации соглашения и источнике публикации.

4. Если работодатели в отрасли в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения присоединиться к соглашению не представили в Минтруд мотивированный письменный отказ присоединиться, то ФОТС считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования предложения.

5. Если работодатели в соответствующей отрасли не согласились присоединиться к ФОТС, то к отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

6. В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению Минтруд имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профорганизации, объединяющей работников данного работодателя, для консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны участвовать в таких консультациях.

Порядок опубликования ФОТС и предложения о присоединении к соглашению установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2007 № 260.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

Кажется, что механизм присоединения к ФОТС прописан достаточно подробно. Однако при детальном рассмотрении принудительной обязанности работодателя применять у себя на предприятии ФОТС возникают многочисленные вопросы, которые не позволяют однозначно говорить о должной защите трудовых прав работников. Рассмотрим все по порядку.

Сначала дословно процитируем интересующий нас пункт ст. 48 ТК РФ: “Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя”.

В данном случае интерес для нас представляют следующие понятия: “мотивированный письменный отказ”, который должен представить работодатель, “протокол консультаций” и “выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя”.

Рассматриваемые ниже подводные камни порядка присоединения работодателей к ФОТС были предметом рассмотрения соответствующих гражданских дел в судах общей юрисдикции. Приведенные ниже доводы были интерпретированы не в пользу представителей работников.

1. “Выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя”

На практике возникают случаи, когда в организации, которая планирует не присоединяться к ФОТС, создана и функционирует одна, но малочисленная первичная профорганизация, или две и более первичек, суммарно объединяющих менее 50% работников организации.

Казалось бы, что ст. 48 ТК РФ не определяет важность наличия в организации нескольких или одной первичной профорганизации. Но из слов “выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя” можно сделать вывод о том, что первичная профорганизация должна объединять всех или большинство работников данного работодателя. Именно к такому выводу приходят суды при рассмотрении гражданских дел, когда в организации функционирует одна малочисленная первичная профорганизация.

Так, в одном из решений суда сказано: “…наличие первичной профсоюзной организации объединяющей менее 50% работников организации, свидетельствует о том, что у работодателя отсутствует ППО, объединяющая работников данного предприятия”.

В такой ситуации суды ссылаются и на ст. 31 ТК РФ. Согласно этой статье, если работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профорганизации или ни одна из первичек не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим кодексом, представлять интересы всех работников в соцпартнерстве на локальном уровне, то на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган). А если собрание или конференция работников организации не были проведены, то консультации с малочисленной первичной профорганизацией не могут быть приняты во внимание.

Суды приходят также к выводу, что доводы представителей истцов (представителей работников) о невозможности проведения собрания или конференции работников по вопросу о консультациях не могут быть приняты во внимание, так как в законе прямо сказано, что проводятся консультации с выборным органом первички. Суды указывают, что “проведение собрания (конференции) работников организации по вопросу присоединения к ФОТС взамен проведения соответствующих консультаций с выборным органом первичной профорганизации — не имеет значения, так как процедура проведения консультаций, механизм реализации соответствующих прав и обязанностей сторон действующим трудовым законодательством прямо не предусмотрены”.

Еще один случай — в организации работодателя действует объединенная профсоюзная первичка, члены которой работают в разных организациях. И этому факту некоторые суды также дают свою оценку. По мнению суда, наличие в организации объединенной первички свидетельствует об отсутствии первичной профорганизации, объединяющей работников конкретной организации, так как из буквального толкования ч. 8 ст. 48 ТК РФ работодатель должен провести консультации с выборным органом первичной профорганизации, объединяющей работников конкретного работодателя. То есть суды устанавливают, что первичка, объединяющая работников конкретной организации, на предприятии отсутствует.

Более того, суды отмечают, что нарушение процедуры консультаций не является безусловным основанием, чтобы работодателя считать присоединившимся к ФОТС, так как последствия несоблюдения данной процедуры не закреплены в ТК РФ и иных нормативных правовых актах.

Проблемы, аналогичные описанным в предыдущей части публикации, возникают и при попытке доказать, что работодатель немотивированно отказался от присоединения к ФОТС. Суды при рассмотрении гражданских дел указывают, что законодательство не содержит определения как понятия “мотивированный отказ”, так и того, какие причины могут быть признаны уважительными или неуважительными. Не содержит закон и указаний на конкретные реквизиты или данные, которые подлежали бы включению в мотивированный отказ. Таким образом, у работодателя в данном случае есть одна обязанность — представить в Минтруд только бумагу, в которой что-то будет написано о невозможности присоединения к ФОТС.

Сказанное касается и “протокола консультаций”. Например, представители истца ссылаются на то, что по уставу профсоюза профком (выборный орган первички) полномочен рассматривать вопросы, если на заседании присутствуют не менее 50% от числа членов профкома, а в проведенных консультациях не участвовало столько членов профкома. Эти доводы представителей истца не принимаются судами во внимание: “…процедура проведения консультаций, механизм реализации соответствующих прав и обязанностей сторон действующим трудовым законодательством прямо не предусмотрены”.

А поскольку законодательством не предусмотрен некий образец протокола консультаций, то и суды не будут принимать во внимание ни количество подписей представителей работников под протоколом, ни подлинность этих подписей.

Все это усугубляется еще и тем, что федеральный орган исполнительной власти Минтруд в соответствии с Постановлением правительства РФ от 19.06.2012 № 610 “Об утверждении положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ” не полномочен проверять мотивированность отказа работодателя, правильность и подлинность протокола консультаций.

Если коротко подвести итоги рассмотрения ч. 8 ст. 48 ТК РФ, то можно прийти к выводу о том, что работодатель должен направить в Минтруд два документа: некий мотивированный отказ и некий протокол консультаций — независимо от того, кто его подписал, при каких условиях и кто с кем консультировался. Единственное условие — соблюдение работодателем 30-дневного срока (от даты опубликования предложения о присоединении) для своевременного направления двух документов в министерство.

ПРИМЕР ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Как уже говорилось, ФОТС являются для работающих в той или иной сфере некой “подушкой”, гарантирующей минимальные гарантии по оплате труда. Это корреспондируется с положениями ст. 57 и ст. 135 ТК РФ, обязывающими работодателя предусматривать в трудовом договоре с работником такие условия оплаты труда, которые бы не ухудшали его положение по сравнению с установленным трудовым законодательством и соглашением. Но, как показывает практика, не во всех организациях, в отношении которых действует соответствующее отраслевое (межотраслевое) соглашение, при заключении трудового договора с работником и выплате ему зарплаты соблюдаются положения ФОТС.

В качестве примера можно привести ситуацию, ранее складывавшуюся на нескольких автотранспортных предприятиях, работникам которых выплачивалась зарплата (из расчета часовой тарифной ставки) в меньшем размере, чем это предписывалось ФОТС. Дело дошло до суда. Ситуация усложнялась тем, что автотранспортные организации были созданы уже в период действия ФОТС по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, и поэтому по объективным причинам не могли представить мотивированный отказ от “принудительного” распространения соглашения в соответствии со ст. 48 ТК РФ. Отметим, что, когда упомянутые автотранспортные предприятия были созданы, стороны социального партнерства, участвующие в разработке ФОТС, дополнительным соглашением продлили срок действия федерального отраслевого соглашения на очередные три года.

Таким образом, изменился лишь один пункт ФОТС — о сроке его действия. Сам текст остался прежним, а Минтруд вновь опубликовал предложение о присоединении к ФОТС. Тем не менее автотранспортные предприятия по каким-то причинам не направили мотивированный отказ и протокол консультаций в министерство.

При таких обстоятельствах суд счел права работников на повышенную часовую тарифную ставку нарушенными и удовлетворил требования работников. Суд посчитал, что независимо от того, когда были созданы автотранспортные предприятия (в период действия ФОТС или в период переговоров по продлению срока его действия), работодатель должен был письменно выразить свою позицию о невозможности выполнять требования ФОТС и направить в Минтруд мотивированный отказ и протокол консультаций.

Автор: Собашникова Алла Владимировна
Источник: https://www.solidarnost.org/
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

 

Личный кабинет потребителя

Клетский район

Опросы

Как вам удобнее получать информацию и оплачивать коммунальные услуги?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

ОБЪЯВЛЕНИЕ

ММУП КХ «Клетское» продолжает кампанию по проверке индивидуальных приборов учета холодной воды. Проверка приборов учёта проводится путём посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета. В ходе проверки устанавливается состояние приборов учета, факт их наличия или отсутствия, достоверность переданных потребителем сведений об их показаниях, одновременно производится снятие показаний. При проверке состояния прибора учёта в соответствии с абз.2 п.81.11 Правил №354 обращают внимание на его целостность, отсутствие механических повреждений, не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора, наличие и сохранность контрольных пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта. Проверка прибора учёта, установленного в жилом помещении, должна проводиться с учётом установленных в законодательстве процедур. Общее правило таково, что при согласии и готовности потребителя проверка может быть проведена в любое время, согласованное сторонами в устной форме. В отношении потребителей, с которыми не удаётся в упрощённой форме прийти к согласию о проведении проверки, применяется следующий порядок, закреплённый в п.85 Правил №354. После проверки составляется акт проверки приборов учета и правильности снятия их показаний, который подписывается проверяющими и потребителем либо его представителем. Если потребитель не пустил проверяющих к себе в помещение, составляется акт об отказе в допуске к прибору учета. Последствия составления акта об отказе в допуске к прибору учёта для потребителя установлены в п.853 Правил №354. Заключаются эти последствия в том, что по истечении 3 расчетных периодов с даты составления акта об отказе в допуске к прибору учёта, начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен, расчет платы за воду может быть произведён исходя из норматива её потребления. При таком подсчёте норматив потребления холодной воды умножается на повышающий коэффициент 1,5 и на количество постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц. С учётом положений законодательства о предоставлении коммунальных услуг, ММУП КХ «Клетское» рекомендует всем потребителям своевременно допускать представителей предприятия к приборам учёта воды и не доводить ситуацию до наступления неблагоприятных последствий в виде начисления повышенной платы за потреблённую воду.

Оплатить услуги он-лайн

Клетский район Клетский район Клетский район Клетский район Клетский район

Полезные ссылки

Клетский район Клетский район Клетский район Клетский район Клетский район Клетский район Клетский район Клетский район Клетский район Клетский район Клетский район Клетский район Клетский район Государственные услуги Государственные услуги Государственные услуги Государственные услуги

Архив

Зафиксированные посетители

1049410
Total
Visitors

Сейчас на сайте